О творческих людях

Как вы понимаете, в этом вопросе я — большой специалист. Есть богатый опыт наблюдения и самоанализа, есть некоторые способности к теоретизированию… В общем, «хочешь знать, кто такой творческий человек — спроси у меня, как»!

Часть I: мифологическая

Творческий человек — устойчивый оборот речи, с которым связан устойчивый же культурный образ. Это такое существо, скажем, слегка больное и поэтому непредсказуемое. У него случаются приступы вдохновения, которые невозможно преодолеть. То есть, состояние вроде поноса: хочешь — не хочешь, а беги… творить.

Понимая столь особенное положение, окружающие стараются вести себя деликатно, что чаще всего выражается в снисходительности. Ну, мол, творческий человек — что с него взять!

Подобное тянется к подобному. Поэтому к одной болезни естественным образом примешиваются и другие: от тяжелых форм зависимости, до экзотической клептомании, всяких фобий и хронического насморка. Этот тип страдающего творческого человека особенно ценится публикой. Его любят жертвенно опекать, рассматривая в самых ужасных обстоятельствах, чтобы потом рассказывать окружающим о диве-дивном. Тут уж, как повезет: может, соседкам на скамейке, а может и миллионной аудитории первого канала. Во втором случае еще и за большой гонорар.

Творческие люди, по священной традиции, не должны иметь склонности ни к чему логическому и бытовому. Настоящий поэт или, например, художник просто обязан свинячить, терять деньги или тратить их на сущую ерунду, не должен быть в состоянии забить гвоздь или, не приведи Господь, вычислить молярную массу вещества, вступившего в реакцию (Боже, о чем это я?!)… 

И при всем вышеизложенном совершенно неважно, насколько этот творческий человек талантлив!!! Представляете?! Думаете я вру?! — Да нисколько! Ну и что, что стихи у него какие-то корявые, или рисует он нечто невразумительное, или иногда фальшивит, поя… Зато, от души. От сердца. А уж если припомнить первый пункт о непреодолимых приступах, то вообще — грех судить.

Это не преувеличение, а прям такая жизненная схема. И многие в ней прекрасно устраиваются. Одни — в роли самоотверженного натуралиста, наблюдающего «неведому зверушку» в естественных условиях обитания. А другие — в роли «чуда-юда», за которым следят, вовремя покормят, вовремя подотрут… и всегда же зритель под рукой! Хочешь стихи ему читай, хочешь — истерики закатывай. Народу, в принципе, все интересно.

Часть II: реалистическая

Если первую часть опуса я писала, понимая, что вы посмеетесь, то эту я начинаю, понимая, что вы не поверите… Потому что нет занятия более неблагодарного и неблагородного, чем развенчивать мифы. Ну и пусть…

Во-первых, не существует никаких непреодолимых приступов — вдохновение любой силы можно и, я бы сказала, необходимо контролировать. Конечно, можно доконтролироваться до такой степени, что сама способность к творчеству сильно ослабнет. Но достаточно просто поддерживать определенный уровень нервозности или, скажем, чувствительности — и все будет нормально. Это похоже на постоянную подстройку гитары, чтобы хорошо звучала.

Во-вторых, все «сопутствующие» заболевания существуют сами по себе. Это просто зависимость, или клептомания, или насморк. Их наличие связано либо с плохой наследственностью, либо со слабым здоровьем, либо — с элементарной распущенностью. В этом плане у творческих людей все, как у обычных — нет никаких особенностей физиологии.

По поводу же логики и прочей «приземленности» — тут дело сложнее. Здесь мы сталкиваемся с еще более общим культурным феноменом разделения людей на «физиков» и «лириков», на каких-то там «гуманитариев» и «технарей». Этим ловким путем одна половина человечества избегает огромного массива знаний, которые генерирует вторая половина. И наоборот… Дело, скорее всего, в структуре головного мозга (см. мысли о справедливости). 

По правде сказать, очень полезно, когда человек искусства понимает: что, как и почему он делает. Прекрасно, когда в творчестве есть система, продуманные шаги и ясная цель. Кстати, если искусство становится вашей профессией, то без разумного целеполагания и распределения усилий ничего не получится.

В-четвертых, талант важен. Потому что, если стихи не всегда в рифму, а мелодия не всегда в ноты — это фигня. Значит, нужно заниматься своим хобби в свободное от основной работы время. У всех бывают моменты упадка. Но этот упадок становится очевиден на фоне сверкающих высот, которых человек достиг до и готовится достичь после. А если все время как-то ни шатко, ни валко — стоит принять личные честные решения и не мучить кошку.

Кстати, нередко люди хотят стать творческими именно ради всеобщего внимания и снисходительной опеки. Вот они и бьются в припадках вдохновения, пьют, свинячат, но на выходе — пшик. Гора рожает мышь.

Часть III: нравственная

Вот мне этот аспект более всего нравится. И в этом моменте со мной большинство не соглашается. Говорят: «Нельзя так строго относиться!» — А я считаю, что, если бы все так относились, то и с творчеством было бы намного лучше. Судите сами…

Я думаю, что творческий человек не должен иметь никаких преимуществ. Наоборот. Способность сказать свое слово в искусстве — это дополнительная ответственность. Это работа. Это более трудная жизнь. Это некая жертвенность. И жертва вовсе не в том, чтобы захламить весь дом, извести истериками окружающих. Ты должен и стихи писать талантливо, и борщ сварить, если надо, и гвоздь забить. А на пикнике не шашлык трескать под коньяк, а пойти смотреть на «пышное природы увяданье»… Причем, пойти не так, чтобы все заметили и оценили твою элегичность, а тихо-спокойно незаметно отвалить и посмотреть. И поделиться этим можно только с самым близким человеком…

Часть IV: практическая

На практике, как вы понимаете, все намного сложнее. Сияющие нравственные императивы, как правило, неисполнимы. Возможность заниматься творчеством и жить только этим доступна единицам (и Бог знает, как они этого добились!). Соблазн опробовать себя в качестве «неведомой зверушки», подчас, весьма велик…

Как же все эти хитросплетения выглядят в реальной жизни реального человека? — Очень занимательно. Например, я заметила, что плохие стихи нравятся людям намного больше, чем хорошие. Вообще, привлекают внимание и вызывают горячее понимание, так называемые, «домашние радости». Вот рисую я вполне средне, но мои картинки неизменно дарят мне море искренних похвал. При этом есть литература — и безбрежный холодный океан молчания вокруг.

Я пишу это не для того, чтобы хоть таким образом завлечь читателя. Честно: уже не думаю об этом. Это не про меня и не мое. Тем более я не хочу обидеть своих друзей, которые хвалят меня! — Хвалите, хвалите за все и всегда!!! Это совершенно необходимо!

А теперь зайдем с другой стороны и поговорим о критике. Мысль о том, что каждый имеет право негативно оценивать чье-либо творчество — порочна и омерзительна. Если вы не являетесь, прям, дипломированным критиком с соответствующей записью в трудовой книжке — держите свое «ценное» мнение при себе. Если являетесь — трудитесь на своем посту в рамках, определенных должностными обязанностями, в рабочее время. О творчестве, как о мертвых — либо хорошо, либо ничего. Нужно что-то сказать: похвали. Не за что похвалить — придумай, соври, молча упади в обморок.

Как вы можете догадаться, это выстраданная позиция. И я осознанно никогда не пройду мимо очередного вольного «критика». Особенно если речь не о моем творчестве. Знайте: я приду и съем его мозг, и выкушу сердце. Позовите, если что. 

Критиковать нельзя, потому что это очень больно. Помните, выше я писала про определенный уровень чувствительности, необходимый для творчества — у этого состояния есть и негативные стороны. И совсем не каждому суждено быть великим, но любой заслуживает уважительного отношения. Например, нам же не придет в голову вдруг сказать своему визави, мол, шляпа у вас идиотская какая-то… А вот высказаться подобным образом по поводу рисунков, музыки, текстов — легко.

Еще нельзя критиковать потому, что большинство вообще не знает, как это делать правильно. А для этого нужно понимать особенности данного вида творчества, знать историю его развития и современные тенденции. Суть правильной критики не в том, чтобы размазать человека по асфальту, а в том, чтобы поддержать его и как-то исподволь направить к лучшему результату. А? Способны мы на такое? Легко ли это, на самом деле?

Ну и напоследок еще одно соображение: создавать что-то и продавать — это совершенно разные занятия. Мне, например, не откажешь ни в логичности, ни в практичности. И я черта лысого могу продать, если возьмусь за это. Но в отношении собственного творчества — тут я пас. Поэтому потрясенно умолкаю перед людьми искусства, которые сумели сделать из себя бренд и заработать. Я даже не знаю, хорошо это или плохо, нужно или не нужно, полезно или вредно… Было бы проще сказать, что это ужасно и неполезно. Но сие для меня есть тайна, покрытая мраком.

Поделитесь прочитанным в соцсетях

Навигация

Следующая статья:

Обсуждение: 4 комментария
  1. Зерка:

    Да вообще проще относиться к категории «умею-не умею». И тогда неумеющие, типа, восхищены умеющими.

    Намного тяжелей осознать себя посредственностью, типа, умею, но средненько, как все, как большинство…

    У псевдотворческих людей как раз вот это умею-не умею сильно развито. Стихи УМЕЮ, вести себя НЕ УМЕЮ — имею право…

    [Ответить]

    Katyaru в ответ:

    @Зерка, веришь, я не очень поняла, о чем ты))) Уметь — не уметь можно, что угодно. И это отличается от способностей к какому-либо творчеству, на мой взгляд. Умению можно научиться, а способность она — врожденная (скорее всего)

    [Ответить]

  2. Виктория:

    Тяжелая тема, не размышляла. Просто тянет что-то поделать ручками, постучать по клавишам.
    Своего рода зависимость — это точно…

    [Ответить]

    Katyaru в ответ:

    @Виктория, да и слава Богу! Я размышляла, потому что, действительно, было очень тяжело долгое время. Как-то не могла я разобраться в несоответствии деклараций (типа, «творческие люди очень ценны» и «творчество — высшая ценность») и реальной жизни… Мучилась я этим немало, да. Но теперь знаю: надо избавляться от иллюзий, особенно, навязанных, расставить приоритеты (желательно довольно честно) и заниматься тем, без чего жизнь не мила)

    [Ответить]

Есть мнение?
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

ПОДПИСКА на новости по EMAIL

Введите ваш email:

FeedBurner

Я в соцсетях
Хотите быть в курсе жизни автора и моментально узнавать о новых публикациях? - подписывайтесь на мой профиль в Фейсбуке (кнопка "ПОДПИСАТЬСЯ")
Также, много ПИНтересного в моем ПИНТЕРЕСТе)))
Сайты, которые я веду:
В G+ ничего интересного))) Просто служебный профиль)))
Яндекс.Метрика
© 2018 KATYARU