Страдания ставрографа. Часть II

Русские кресты 17-18 вв

Русские кресты 17-18 вв

Продолжаем наши ставрографические изыскания, вовсе не претендующие на научность. Начало их можно почитать здесь. А сегодня хочу поделиться с вами размышлениями о связи форм и вариантов крестов с историей Православной Церкви в России! А для начала, по традиции, неожиданная аналогия…

Однажды мы с Машей смотрели передачу про современных физиков. И эти милейшие люди, сидя где-то в кафе, пытались на «простом языке» объяснить некую теорию. Названия ее я не помню, увы. Но суть такова: всё сущее можно свести к форме… бублика!

Вы поняли, о чем речь? — Да я и сама совершенно ничего не поняла! Но все-таки хочу немного оторвать нас от привычного зримого и переместить в мир образов и символов, где всё можно свести… ко всему. В нашем случае — к кресту.

Понятно, что крест — не изобретение христианства. Это древнейший и очевиднейший символ. Каждый ребенок может и должен «придумать» такой знак, чтобы зашифровать в нем: дружбу, дерево, окно, встречу… Действительно, в перекрестье двух линий можно «угадать», что угодно.

Это и происходило на протяжении тысячелетий человеческой истории.

Дохристианские кресты

дохристианские кресты

1. Древний Крит (Минойская цивилизация ?) 2. Древняя Армения I тыс до н.э. 3. Центральная Европа

Вот лишь некоторые значения и виды креста, как дохристианского символа:

  1. Крест обозначает землю, а круг — небо. Крестик в круге — самое элементарное описание человеческого мира;
  2. Четыре «лопасти креста» — это четыре пары бараньих рогов, которые символизируют растительность. Все они располагаются вокруг знака, который можно прочитать, как «Солнце на небе». Не углубляясь в местное толкование символов, просто заметим, из каких разных (любых!) элементов может сложится крест;
  3. «Четыре стороны света и центр» — здесь крест обозначает не просто «всю землю», а взгляд на нее из определенной точки. Есть центр, окруженный и охраняемый. А из него ведут четыре дороги…

Этот экскурс можно было бы продолжать бесконечно. И странно бывает услышать такой «аргумент» со стороны христианоборцев:

— Крест — это не ваш символ!

— А чей? Ваш?!

Как только мозг Homo Sapiens дозрел до самых простых абстракций — он сразу же соотнес с крестом (как и с кругом или точкой) самые разные вещи и понятия. И уже позже тонкие, трудно осознаваемые, горние явления — тоже воплотились в этом символе. Крест, как знак — невозможно узурпировать!

Обратившись к столь далекому прошлому, мы усвоили широту взгляда. А теперь двинемся на несколько тысяч лет вперед, чтобы посмотреть и на, собственно, русские православные кресты.

Высшая простота

Казалось бы, когда наши предки только усваивали новую веру, ее символы должны были быть максимально подробными и ясными. То есть, было бы логично, если бы первые кресты несли на себе и Распятие, и орудия Страстей Христовых, и Голгофу, и голову Адама под ней… Чтобы неофиты могли всегда припомнить, что к чему — «прочитать» по кресту самые важные моменты Откровения о Спасении.

А на самом деле, самые древние кресты вовсе не таковы. Они просты и безупречны:

кресты XI-XIII вв

Русские кресты-тельники XI-XIII вв 

И на некоторых из них можно увидеть все те же, древнейшие, знаки: круги, квадраты, ромбы, точки, «расцветание» и так далее.

крест с распятием и богородицей

Двусторонний тельник с изображениями, как на византийском энколпионе

Конечно, были и варианты с изображениями. Например, этот двусторонний крестик со Спасителем на одной стороне и Богородицей — на другой. Так, обычно, украшали энколпионы (кресты-мощевики, внутрь которых вкладывались святые реликвии). А образцом для них служили складни, привезенные из Византии.

Глядя на эту ясность и лаконичность формы, вспоминаешь историю христианства — в ее внешнем, мiрском, и внутреннем, духовном, течении. Апостолы и их ученики получали Крещение Духом, которое давало им силы пророчествовать, обращая целые народы, исцелять больных и даже воскрешать умерших. Они сами и их последователи были способны на беспримерные подвиги мученичества. А каких высот духовного делания достигало монашество! — «Богатыри — не мы!»

Почему так? — Физики с «бубликами» объяснят это энтропией. А мы скажем: мiр ветшает. Увы, мы продолжаем удаляться от Творца и делаемся хуже с каждым поколением. Портим и все вокруг себя. Сила веры апостольских времен невместима современным человеком. И только считанные единицы по Промыслу Божию еще способны прорваться выше…

Наши предки восприняли веру через 1000 лет, после Евангельских событий. Но, глядя на их крестики, мы не видим схоластического перечисления внешних атрибутов. Вероятно, они еще могли впитать святое знание цельно и глубоко. Их вере не требовались «костыли» многочисленных и обязательных внешних знаков.

Но постепенно началось…

Веке в XV-XVI Православие уже было верой дедов и пра-прадедов. Русский народ пополнил сонм святых и преподобных. Каждая местность украшалась своими, местно чтимыми, подвижниками. И эти «пристрастия» не могли не отразиться на крестах-тельниках.

кресты XV-XVI вв

кресты XV-XVI вв Справа излюбленный сюжет того времени «Никита Бесогон»

Усложняются форма и содержание. Рассматривая такой крест, можно вспомнить множество сюжетов. Но, честно говоря, я сомневаюсь, что его обладатель точно опознавал изображения на каждой лопасти, на каждой стороне. Безусловно узнаваемо основное:

  • Спаситель;
  • Богородица;
  • Крест и Орудия Страстей;
  • Святой Никита, лупящий беса;
  • Херувимы.

А еще здесь есть «святые и святители», надписи. Мне кажется, что при выборе крестика было важно обилие «персон»: ведь каждый «дополнительный» святой обеспечивает «дополнительную защиту».

Исторически, обрядность начала давлеть над внутренним содержанием. И в XVII веке эта тенденция привела к трагедии раскола. Люди шли на лютую смерть из-за неприятия знаков (например, изображая Спасителя на Кресте, «никониане» распинают его второй раз — разве можно с этим смириться?!). Знак превратился в аксиому, у которой не может быть причин для изменения…

Украшательство в преддверии катастрофы

Нательные кресты XVIII-XIX вв — очень красивые. Даже в массовом производстве ценится богатство и изящество форм:

тельные кресты XVIII-XIX вв

тельные кресты XVIII-XIX вв. В центре — очень популярная форма — «листик»

Можно заметить, как мощно здесь абстрактная символика вытесняет конкретные образы. Уходит в прошлое наивное желание «населить» крест как можно большим количеством заступников. Как минимум половину площади занимают «красоты» — стебли, цветы, орнаменты…

крест с масонскими символами

крест с масонскими символами

А кому-то вера отцов уже казалось «пережитком». И вот на самом личном ее знаке появляются символы другой идеологии — масонства. Сегодня мы расцениваем их, как прямо чуждые и даже враждебные православным. А в XVIII-XIX вв они свободно проникали в святая святых, запечатлеваясь в росписях храмов, могильных памятниках…

Масонский крест "древо жизни" на плите в виде сфинкса (старый некрополь Донского монастыря)

Масонский крест «древо жизни» на плите в виде сфинкса (старый некрополь Донского монастыря)

И никого ничего не смущало. Да, Православие имело статус государственной религии. Люди числились в приходах и были обязаны (!) раз в год (!) исповедаться и причаститься Великим постом…

Большинство авторов, пишущих о духовности того времени, говорят о ее упадке. Народная вера, удаляясь от понимания сути, костенела в обрядовых формах, подчас, странных и даже несовместимых с истинной церковной жизнью. Образованная часть общества пыталась отмежеваться от этой «дикости» и занималась исканиями на стороне.

Ну и доискались! Что тут скажешь…

Посмотреть и подумать

Недаром я начала статью пространным разговором о «бубликах» и широте взгляда. Конечно, наше очередное погружение в ставрографию — более чем популярное. Но мне кажется, оно может стать отправной точкой для многих размышлений.

Ну, например, самое простое: посмотреть на свой собственный крестик (или те их виды, что больше всего нравятся) и попробовать осмыслить, что он «рассказывает» о вас.

византийские кресты

Мои любимые — кресты из Византии

А может быть, кому-то захочется освежить в памяти историю Церкви. Она полна вдохновляющими образами. Причем, конечно, не только в первые века. Древние святые могут восприниматься, как неосуществимые идеалы. Но ведь сколько потрясающих душ осветило XX век! — Это, буквально, наши современники. И они доказывают, что нам все возможно и сегодня.

И еще мне хотелось объяснить свою любовь к нательным крестам, в которых красота прикладного искусства сплавлена с летописью исторических событий и внутренней жизнью Церкви. Это очень интересно и может быть очень глубоко.Так можно изучать архитектуру храмов или иконопись. Но в раскопе нам попадались, в основном, деревянные избы и редкие фрагменты образков. А крестики все-таки встречались чаще. Оттого и ставрография 🙂

Поделитесь прочитанным в соцсетях

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Обсуждение: 8 комментариев
  1. Кристина:

    Каких только крестов не бывает… Я убедилась в этом, когда побывала на горе крестов в Литве.

    [Ответить]

    Натали в ответ:

    @Кристина, А что, есть такое место? Наверное очень старинное?

    [Ответить]

    Кристина в ответ:

    @Натали, Я бы не сказала, что очень старинное. Можно об этом прочитать у меня на блоге rithelp.ru

    [Ответить]

  2. Виктория:

    очень интересно. Прочитала на одном дыхании, задумалась. Надо осмыслить.

    [Ответить]

    Katyaru в ответ:

    @Виктория, спасибо. Приятно, когда собственные размышления вдохновляют других!

    [Ответить]

  3. Татьяна:

    Пару лет назад мы купили дачу в Манглиси, рядом с храмом, где купол 10 века, а вообще на том месте была построена церковь еще на заре христианства в Грузии в 4 веке. Недалеко есть и старое кладбище, где похоронены, в основном, русские. Что меня заинтересовало: нижняя перекладина креста, та, что делается с наклоном, у некоторых крестов наклонена справа налево, а у других, наоборот. Почему, интересно?

    [Ответить]

    Katyaru в ответ:

    @Татьяна, про перекладину или подножие вопрос интересный. С одной стороны, для многих людей он настолько важен, что по ее наклону «отличают» православных от старообрядцев. С другой — мы нередко сталкиваемся с «неправильным» наклоном перекладины, который невозможно объяснить.

    Классическое толкование таково:
    Подножие было прибито посередине одним гвоздем и качалось — оно, как коромысло весов указывает на двух разбойников, распятых вместе со Спасителем. Тот, что справа — раскаялся и вошел в Рай вместе со Христом. В его сторону перекладина поднялась (когда мы смотрим на Распятие, то этот край от нас — слева). А тот, что слева — хулил Христа. Подножие опускается, указывая на посмертную судьбу этого грешника (от смотрящего это правый край).

    Именно так должен выглядеть канонический православный крест.

    Если подножие наклонено иначе, это может быть:
    1. Раскольничий крест;
    2. Крест, сделанный так по образцу, если мастер не задумался о наклоне перекладины и просто скопировал.

    Интересно, какого времени захоронения у вас на кладбище? Жили ли в окрестностях старообрядцы?

    [Ответить]

    Татьяна в ответ:

    @Katyaru, Не думаю, что это старообрядцы, скорее всего — ошибка, нужно будет прогуляться до кладбища и посмотреть на фамилии, может это о чем-то скажет. Еще я прочла, что тот конец, который понят, на могильном кресте указывает на север если стоять лицом к кресту.

    [Ответить]

Есть мнение?
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я в соцсетях
Хотите быть в курсе жизни автора и моментально узнавать о новых публикациях? - подписывайтесь на мой профиль в Фейсбуке (кнопка "ПОДПИСАТЬСЯ")
Также, много ПИНтересного в моем ПИНТЕРЕСТе)))
Сайт, который я веду:

Храм в честь иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец" в Конькове




В G+ ничего интересного))) Просто служебный профиль)))
Яндекс.Метрика
© 2017 KATYARU