Страдания ставрографа

Предисловие 1

Вам когда-нибудь хотелось стать «кабинетным ученым»? — Мне, вот, очень. Временами… Точнее так: мысль о том, чтобы закрыться в кабинете, обложившись сотнями томов справочной литературы, и изучать что-то (почти все-равно, что!) — дарит покой и умиротворяет. И я делала так не раз… Конечно, мой темперамент никогда не давал довести изыскания до мало-мальски приличного результата.

А к чему это предисловие? — К тому, что даже в такой действенной и приземленной науке, как археология, есть огромный раздел камеральных изысканий.

Предисловие 2

Прелесть в том, что сезон ты проводишь на улице — под солнцем, дождем и… снегом, снова солнцем, снова дождем))) Бегаешь, размахиваешь руками, калякаешь что-то на коленке, чертишь и фотографируешь, находишь «секретики», оставленные кем-то лет 500 назад… В детском лексиконе все это обозначается лаконичным словом «гулять».

А когда все «нагулялись» и раскоп закончен — начинается совсем другая жизнь. Археолог превращается в архивариуса. Нужно много-много написать, перерисовать, перетряхнуть картотеки с тысячами номеров находок, обнаружив, что «в полях» ты преступно пропустил какие-то номера, а какие-то присвоил нескольким разным вещам…

Главной заботой становится отчет — наукообразное описание всех твоих летних безобразий, приключений и преступлений. И, чтобы его создать — нужно многое осмыслить. В том числе, делаются описания отдельных групп находок. Например, керамики, или украшений, или орудий — всего, что было найдено.

В первую очередь, всех интересуют датировки — они помогают и самому убедиться, и доказать другим, что ты действительно раскопал исторический памятник, а не просто мусорную яму. Но это проза. Романтичные же натуры идут дальше: ищут аналогии, предполагают, что, откуда и как появилось, подмечают стилистические особенности и так далее.

кабинетный ученый

Есть более и менее востребованные в археологических кругах темы. Например, керамикой «занимаются» все, кому ни лень (при том, что настоящих специалистов — единицы). Немало изучающих оружие, украшения, инструменты ремесленников.

Мне встречались коллеги, пишущие о шахматных фигурках и детских игрушках. Хотя не знаю, насколько глубокими были их изыскания. Моя лучшая археологическая подруга решила изучать… гробы)))

А вот о нательных крестиках говорится и пишется как-то трагически мало. Все, примерно, понимают, как их датировать — и все. Вопрос кажется исчерпанным…

И это еще одно, долгое, предисловие было посвящено тому, что я, в бытность свою археологом, собиралась кабинетно изучать «предметы личного благочестия». То есть, заниматься ставрографией — описанием крестов.

Ставрография, как она есть

Нет, конечно, я не одна такая умная. Были и есть настоящие ученые, которые прилагают ставрографические усилия, описывают коллекции, пытаются разобрать крестики по типам. Но таких работ совсем не столько, сколько мне бы хотелось увидеть и прочитать.

Эти исследования, как правило, посвящены находкам из одного или нескольких, соседних, раскопов. Предметы датируются по любым доступным аналогиям (похожим по форме и сюжету крестикам) — будь они хоть за тысячи километров друг от друга.

А вот какая-то привязка к местной хронологии — это уже роскошь. То есть, связь бытования определенного типа крестиков с какими-то периодами истории данной области не прослеживается.

Как высший итог, составляются таблицы типов и подтипов, которые быстро входят в оборот — как справочники, по которым все шлепают в отчетах датировки с разлетом в два, а то и в три, века.

Недавно прочитала две хорошие статьи о популярных сюжетах изображений на энколпионах (мощевиках) и крестиках с Никитой Бесогоном. Но еще лет пять назад, когда я страдала по ставрографии, ничего подобного найти не удавалось.

Ставрография, как любовь

Мне кажется, что нательные крестики очень важны. Совсем не обязательно, чтобы человек как-то особенно сильно верил — но он всегда интересуется тем, какой крестик носит.

Наши предки не были сусальными краснощекими ухарями с проникновенным ясным взором. Оценивать меру чьей бы то ни было духовности и религиозности — почти невозможно. Но они, явно, оставались адекватны своему времени и мироустройству, отдавая Богу — Богово, а кесарю — кесарево. И о себе не забывали.

М.В.Нестеров "Тихие воды"

М.В.Нестеров «Тихие воды»

Народная вера всегда преисполнена суеверий, какой-то бытовой мифологии. И нательные крестики — их вид, форма, сюжетное содержание — играют здесь немалую роль.

Вот сейчас, спросите разных людей: как должен выглядеть настоящий православный крестик? — Вам такого расскажут! У меня много лет был крест из Греции — без распятия, совершенно простой формы, не полированный. И мне каждый второй сообщал, что это крест католический и его бы никогда не освятили в нашей Церкви)))

Крест был и остается амулетом, оберегом, той, зачастую последней, связью с Богом, которая остается у человека, даже если у него уже, буквально, ничего нет. А для кого-то — это еще и память, напутствие от дорогого человека. Или реликвия из святого места… С одной стороны, крестик нельзя демонстрировать (как любой оберег), но с другой — по его виду сразу вычисляют «своих» и «чужих» («ага, у тебя крест не православный!»).

В общем, людям никогда не все равно, в каком кресте они предстают перед Богом. Поэтому, мне кажется, что ставрографические изыскания могли бы вскрывать намного более глубокие смыслы и давать намного больше информации.

Я же, увы, так и не претендую на звание какого бы то ни было ученого. Поэтому просто расскажу вам о своих впечатлениях и любимых ставрографических сюжетах.

Летящий Бог

birka

Крестик из Бирки X в.

Вот самый древний и знаменитый крестик викингов, найденный при раскопках в районе города Бирка (Швеция). Датируется он X веком.

Трудно представить, что рассказывали миссионеры и как их проповеди воспринимали местные жители. Но посмотрите, какое удивительное Распятие! — Это и не Распятие даже…

Фантазия мастеров наделила Христа сказочной внешностью:

  • у Него не лицо — а маска,
  • Он одет в красивые доспехи,
  • у Него не руки — а крылья,
  • и Он, вроде бы, привязан к кресту, но веревки больше похожи на лямки, с помощью которых Спаситель удерживает на себе Крест (а не наоборот!)…
Крестик викингов, X-XI вв.

Крестик викингов, X-XI вв.

Думаете, это просто такой стиль? Может быть, викинги не умели иначе изображать человека? Тогда, что вы скажете на это?!

«Техника» совершенно другая. Явно, в этой форме отлили немало крестиков и ее мелкие детали уже исказились: черт лица не разобрать. Да и важны ли они, если никто так и не удосужился подправить изображение после отливки?

Кстати, мастер был, явно, более внимателен к традиционной иконографии Христа и изобразил Его не в доспехах, а прикрытым тканью. И сама фигура близка к человеческой анатомии…

Но руки-то — крылья! И нет ни следа следа веревок…

Не могла формочка для литья настолько испортиться. А если и могла, то почему так же не «поплыли» все прочие детали? — Кроме гигантских пяти пальцев каждой кисти, совершенно ясно видны еще «пальцы» в области локтей.

Или это, все-таки, не пальцы, а перья?

Крестик викингов 10-11 вв.

Крестик викингов 10-11 вв.

А вот еще один крестик того же времени из тех же краев. Видно, что местные ремесленники вполне справлялись с изображением человека. Без прикрас и лишних подробностей.

Но руки и тут — самая значительная часть тела. Огромные, повернутые к зрителю, ладони. Это такой «дающий» Бог. Кажется, что Он хочет нас собрать и оградить.

Кстати, обратите внимание на фон и соотношение с ним фигуры Спасителя. Он ничуть не пригвожден, даже не привязан — этот Христос свободен в пространстве креста.

А само пространство заполнено точечками. Для древнего искусства это очень важный прием. Обжитая, одушевленная поверхность не терпит пустоты — ее обязательно покрывали орнаментом.

И такой фон вовсе не похож на древесину креста — это воздух или вода, или звездное небо… Конечно, так фантазировать ученому не положено. А если очень хочется, то придется найти аналогии и подтверждения, чтобы доказать, что в прикладном искусстве викингов X-XI вв были различия в символическом изображении дерева, воды и воздуха.

Но мы-то с вами не ученые, а просто писатели и читатели. Поэтому позволим себе роскошь полагаться на собственные ощущения.

И вот у меня, при взгляде на эти древние крестики, вырисовывается удивительный образ Христа, бытовавший у викингов начала второго тысячелетия.

Для них это был летящий Бог. Он мог скрывать свое естество под маской и узорчатыми доспехами, мог быть лишь антропоморфным. А мог напоминать обычного человека, который парит над миром.

Его Крест — это не орудие страдания (наверное, суровые викинги не могли принять тот факт, что вочеловечившийся Сын Божий сам отдал себя на растерзание). Это какое-то волшебное приспособление для полета или просто небо, в (на) котором обитает Спаситель.

Его руки-крылья наделены чудесной силой и явной мощью. Он держит ими свой Крест (или небо) и, одновременно, обнимает весь мир.

Промежуточный итог

Это лишь один из моих «страдальческих опытов». Надеюсь написать еще статьи на эту тему. Очень надеюсь, что и моих читателей заинтересовала тема ставрографии. Возможно, у вас есть вопросы или фото необычных крестиков, или собственные удивительные истории о них. Приглашаю всех делиться и обсуждать!

Поделитесь прочитанным в соцсетях

Навигация

Предыдущая статья: ←

Следующая статья:

Обсуждение: 15 комментариев
  1. Татьяна:

    Екатерина, Ваш блог — целый мир! К сожалению, по сей день мне незнакомый. Ставрография — каюсь, такого слова не было в моём словарном запасе. Вот уж воистину — век учись! Не вижу в этом ничего плохого. Благодарю Вас за возможность заглянуть в такой интересный и загадочный для меня мир ставрографии!

    [Ответить]

  2. Katyaru:

    @Татьяна, спасибо!

    [Ответить]

  3. Галина Лукас:

    Эти древние крестики завораживают. Просто магия какая-то.

    [Ответить]

  4. Katyaru:

    @Галина Лукас, вот-вот, и я то же чувствую!

    [Ответить]

  5. Пессимистка:

    Я тоже узнала нечто новое… Раньше, вроде, крестик и крестик… Ну, просто эдакий атрибут верующего с единственным сакральным смыслом… Спасибо, Кать.

    [Ответить]

  6. Katyaru:

    @Пессимистка, я рада)

    [Ответить]

  7. Светлана:

    Замечательно. Рядом, оказывается, целый мир живет. Продолжайте, пожалуйста, Катя.

    [Ответить]

  8. Katyaru:

    @Светлана, буду стараться продолжать! Спасибо!

    [Ответить]

  9. Виктория:

    Очень-очень интересно. Даже не знала, от таком направлении в археологии.
    Замечательный очерк, стянула в заметочки)

    [Ответить]

  10. Татьяна:

    а я думала, что на католических крестах есть распятие. Я не спец, но там что-то разниться в фигуре Христа. нужно будет посмотреть, перечитать.

    [Ответить]

  11. Katyaru:

    @Татьяна, на самом деле, различия есть, но если рассмотреть кресты в исторической перспективе, окажется, что нет таких четких признаков, по которым шло бы разделение. Как правило, говорят про разное количество гвоздей в распятии и про то, что на Католическом кресте Спаситель мертвый, а на Православном — живой.

    [Ответить]

  12. Onegai:

    Привет. По предисловию №1: Бойся своих желаний:)
    Сам крестик — это больше как символ принадлежности к религии (как, например, клеймо у рабов) или украшение, а не чисто религия или связь с Богом.
    Второй крестик викингов очень красивый.

    [Ответить]

  13. Katyaru:

    @Onegai, важно не то, как воспринимает крестик тот, кто НЕ верит, а то, как его воспринимают те, кто верит. Кстати, сравнение с клеймом рабов сравнение некорректно не только потому, что оно обижает верующего человека (ну, тут мы постараемся смириться 🙂 ), но и потому, что крестик носят добровольно. А кто не хочет — тот снимает, также, добровольно.
    С тем, что многие носят и носили тельники, как украшения — согласна)

    [Ответить]

  14. Александр:

    Екатерина, здравствуйте!
    Очень надеюсь, что Вы захотите и сможете мне помочь. Речь идет о палеографии. Всего лишь об одной букве в молитве честному кресту на оборотной стороне некоторых крестов-тельников XVIII века. «да бежат от лица его «. Не могу понять, какая буква стоит в конце слова «бежат». Но это определенно не ер, как в обычных вариантах. Что-то похожее на маленькую омегу. Это не дефект литья, я могу прислать фото двух разных крестов из разных регионов. Заранее благодарен,
    Александр.

    [Ответить]

    Katyaru в ответ:

    Извините, что поздно обнаружила Ваш комментарий. Затерялся он в глубинах блога… Если еще актуально, можем списаться.

    [Ответить]

Есть мнение?
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я в соцсетях
Хотите быть в курсе жизни автора и моментально узнавать о новых публикациях? - подписывайтесь на мой профиль в Фейсбуке (кнопка "ПОДПИСАТЬСЯ")
Также, много ПИНтересного в моем ПИНТЕРЕСТе)))
Сайт, который я веду:

Храм в честь иконы Божией Матери "Умягчение злых сердец" в Конькове




В G+ ничего интересного))) Просто служебный профиль)))
Яндекс.Метрика
© 2017 KATYARU